Морелли


Морелли
, Доменико (Morelli, Domenico) 1826, Неаполь — 1901, Неаполь. Итальянский живописец, сценограф, работал в монументальной живописи, мозаике. Неаполитанская школа. Учился в Академии художеств в Неаполе. С 1869 — профессор Академии. В 1848—1849 участвовал в сражениях за освобождение Италии. Много путешествовал, посетив Рим (1845), Флоренцию, Милан, был также в Германии, Бельгии, Австрии, Голландии, Франции (1855, 1867). Начинал в 1840-е как исторический живописец. В манере академической живописи исполнены его картины Цезарь Борджа при осаде в Капуа (частное собрание), Беглецы из Аквилеи (частное собрание), Герцог Лара и его паж (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). Сцены трактованы с конкретной достоверностью и несколько театрально. В принесшем художнику известность полотне Иконоборцы (1855, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте) на сюжет из истории Нидерландов нашли отзвук революционные события в Италии. Одетые в темные плащи фигуры иконоборцев больше напоминают членов карбонарских вент, собиравшихся на тайные встречи в храмах. В 1850, посетив впервые Флоренцию, сблизился с мастерами "Школы маккьяйоли" (живописи цветовым пятном). Стал завсегдатаем кафе "Микеланджело", где проходили дискуссии мастеров этого направления. В начале 1860-х поселился во Флоренции, писал в манере живописи цветовым пятном (На солнце, 1860-е; Дочь Ева в саду, 1860; Женщина в белом на желтом фоне, все — частные собрания). В 1861 создал в окрестностях Неаполя, в селении Портичи, вместе с Ф. Палицци группу художников-пленэристов, работавших в русле мастеров "Школы Позилиппо" и "Школы маккьяйоли". Морелли дал ей название "Республика Портичи", так как входившие в нее молодые неаполитанские художники не подчинялись академическим авторитетам и отстаивали идеи нового искусства. На протяжении всей своей деятельности писал полотна на исторические и литературные сюжеты (Тассо и Элеонора, 1867, Флоренция, галерея Питти; Леди Годива, 1870-е, Рим, Нац. галерея современного искусства). Черты академической живописи присущи серии эскизов для росписи церкви Св. Франциска в Гаэта (1859, Рим, Нац. галерея современного искусства). Морелли был также известным художником-сценографом, создавшим декорации к драматическим постановкам в театрах Италии в 1870—1880-е, операм Дж. Верди Макбет, Набукко, Эрнани, Отелло. Под впечатлением книги Ж. Ренана в 1868—1875 художник создал цикл полотен с эпизодами из жизни Христа (Христос в пустыне, Осмеяние Христа, Поверженный Христос, Христос, успокаивающий бурю, все — Рим, Нац. галерея современного искусства). Сцены решены в традиции академической исторической картины, сближенной с чертами бытовой живописи сер. — 2-й пол. XIX в. Для написания евангельского цикла Морелли ездил в Палестину, где на натуре исполнил пейзажные эскизы, но при переведении их в законченные композиции они утратили пленэрную свежесть, приобретя характер натуралистичной декорации. В рассказе о Страстном пути Спасителя Морелли выразил свои взгляды на волновавшие итальянскую демократическую интеллигенцию проблемы. Как убежденный сторонник идеалов Дж. Маццини, переживая итоги Рисорджименто, он в романтических образах серии воплотил идею противостояния общественных сил добра и зла. В портретах Морелли — Художник Б. Челентано (1859), Луиза Руджеро (1880-е), Вирджиния Виллари (1882, все — Рим, Нац. галерея современного искусства), Архитектор Г. Бианки (Флоренция, частное собрание) — с веристской наблюдательностью переданы характер и социальное положение портретируемых. Приглушенная колористическая гамма придает образам подчеркнутую внутреннюю собранность и одухотворенность. В 1870—1890-е под влиянием живописи испанца Фортуни Морелли создавал костюмированные сцены на исторические, литературные и восточные темы (Помпеянские бани, Суламифь, обе — Рим, Нац. галерея современного искусства), решенные в салонном духе с привкусом эротизма и натурализма. Эта т. н. вторая манера художника была, скорее, связана с вынужденной коммерческой стороной его деятельности. Морелли работал также в технике акварели. Разнообразие и тонкость пленэрных наблюдений присущи серии акварелей, выполненных в окрестностях Неаполя, в селении Кава (1880-е, Рим, Нац. галерея современного искусства).
Лит.: Федотова Е. Д. Евангельская тема в произведениях Доменико Морелли и русских художников 1860—1890-х гг. // Зарубежные художники и Россия. СПб., 1991; Levi P. Domenico Morelli nella vita e nell’arte. Torino, 1906; Conti A. Domenico Morelli. Napoli, 1926; Schettini A. I Grandi Pittori dell’Ottocento italiano. La Scuola Napoletana. Milano, 1961.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Морелли" в других словарях:

  • Морелли — Морелли, Этьенн Габриэль Этьенн Габриэль Морелли (фр. Etienne Gabriel Morelly; 1717 или 1718   ?)  французский мыслитель XVIII века. О Морелли мало что известно, а всё известное не вполне достоверно. Считается, что он жил в… …   Википедия

  • МОРЕЛЛИ — (Morelly) аббат, представитель фр. утопического коммунизма 18 в. Автор, о котором нет достоверных данных. Нет даже уверенности, что такой человек вообще существовал. М. приписывается соч. «Code de la nature» (рус. пер. «Кодекс природы, или… …   Философская энциклопедия

  • Морелли — (Morelly), аббат, представитель французского утопического коммунизма XVIII в. Основное сочинение  «Кодекс природы, или Истинный дух её законов» (1755, вышло анонимно в Амстердаме). * * * МОРЕЛЛИ МОРЕЛЛИ (Morelly), аббат (см. АББАТ), представитель …   Энциклопедический словарь

  • Морелли — МОРЕЛЛИ́ (Morelly), аббат, предст. франц. утопич. коммунизма 18 в. Осн. соч. – Кодекс природы, или Истинный дух её законов (1755, вышло на франц. яз. в Амстердаме анонимно) …   Биографический словарь

  • Морелли — I Морелли (Morelly)         французский утопический коммунист 18 в. Достоверных биографических данных о М. не сохранилось. Взгляды М. наиболее обстоятельно развиты в поэме «Базилиада» (1753) и в трактате «Кодекс природы, или Истинный дух её… …   Большая советская энциклопедия

  • МОРЕЛЛИ — (Morelly) франц. утопич. коммунист 18 в. Взгляды М. развиты в поэме Базилиада (1753) и в трактате Кодекс природы, или Истинный дух ее законов , опубл. на франц. яз. анонимно в 1755 60. Исходя из принципов рационализма, М. считал, что существующий …   Советская историческая энциклопедия

  • МОРЕЛЛИ — франц. просветитель, утопич. коммунист 18 в. Достоверных биографич. данных о М. нет. В труде «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» (1755) стоит на позиции деизма. Бог, согласно М , является законодателем природы и общества. Человек,… …   Атеистический словарь

  • Морелли Р. — МОРÉЛЛИ (Morelli) Рина (1908–76), итал. актриса. В 30 х гг. выступала в т ре Элисео (Рим). В 1940–50 работала под рук. Л. Висконти, что способствовало утверждению М. как одной из крупнейших совр. актрис. В 1946 с актёром П. Стоппа… …   Биографический словарь

  • МОРЕЛЛИ́ — (Morelly), аббат, предст. франц. утопич. коммунизма 18 в. Осн. соч. – Кодекс природы, или Истинный дух её законов (1755, вышло на франц. яз. в Амстердаме анонимно) …   Биографический словарь

  • МОРЕЛЛИ (Morelli) Рина — (1908 76) итальянская актриса. В 30 х гг. выступала в театре Элисео (Рим). В 1940 50 работала под руководством Л. Висконти, что способствовало утверждению Морелли как одной из крупнейших современных актрис. В 1946 с актером П. Стоппа организовали …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Морелли» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.